Т. Д. Магеррамова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ МАГИСТРАНТОВ ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Т. Д. Магеррамова
г. Баку, Азербайджан
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ МАГИСТРАНТОВ ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Профессия педагога-русиста связана с активным использованием устной речи. В учебное время (в классе, в аудитории) устное общение педагога с учащимися протекает в форме диалогической и монологической речи. К монологической речи относится любое выступление: объяснение какого-нибудь материала, обобщение пройденного, лекция, доклад и просто рассказ. В любом случае учитель (преподаватель) должен уметь говорить чётко, понятно, красиво, убеждённо, должен владеть вниманием аудитории, чувствовать её «отдачу» – восприятие, недопонимание, заинтересованность, скуку и т.д. К сожалению, данные умения в методике обучения неродному языку большей частью декларируются и далеко не всегда сопровождаются чёткими рекомендациями, а главное – выполнением соответствующей системы тренировочных упражнений. Между тем, умению правильно говорить следует учить, как умениям правильно писать, читать, пересказывать и т.д. С этой целью в учебные планы включают практические курсы «Риторики», «Ораторского искусства», «Межличностного общения» и др.
В нашей практике в рамках курса «Методики обучения культуре речи» в течение ряда учебных лет мы обучаем магистрантов культуре русского языка и, в частности, умениям и навыкам публичного выступления. Содержание обучения данному курсу составляют теоретические сведения о требованиях к культуре устного выступления, рекомендации реализации в речевой практике обучаемых и выполнение серии тренировочных заданий, направленных на развитие и активизацию соответствующих речевых навыков и умений.
Известная пословица «Доброе начало – полдела» относится как к теме, так и началу выступления. Важную нагрузку несёт название темы. Рекомендуется не давать сложных формулировок. Чем непонятнее сформулирована тема выступления, тем меньше интереса и внимания она вызовет у слушателей.
Обучение составлению начала выступления – очень важный момент в развитии навыков публичного выступления. Оно выполняет функцию продолжения той атмосферы взаимной заинтересованности лектора и слушателей, которое должна была возникнуть после объявления темы рассмотрения. Выступление должно настроить аудиторию на доверительное и благожелательное отношение. Здесь необходимо отметить два основных момента: 1) как бы внешнюю «артистическую» сторону лектора, его поведение; 2) само содержание выступления. М.И.Ханин рекомендует лектору перед входом в зал (в аудиторию) осмотреть себя в большом зеркале: все должно быть опрятно, аккуратно. Слушатели реагируют на все: на мешковатую одежду, болтающуюся пуговицу, непричесанные волосы и т.п. Важно уметь войти в аудиторию. Зачастую идя к трибуне (кафедре), выступающий чувствует на себе «изучающие взгляды, старается сократить время прохода и убыстряет шаг. Нельзя демонстрировать своё волнение, нерешительность перед аудиторией и, что ещё важнее, безразличие к ней. Следует идти уверенной походкой, чуть откинув корпус назад, слегка приподняв голову, всем видом показывая, что сейчас все будет хорошо: интересно, увлекательно, и что лектор сам очень заинтересован в общении с аудиторией».
Устные выступления, рассчитанные на длительное время, утомляют слушателей. Это должен «видеть», чувствовать лектор и, периодически меняя интонацию, переходить на рассказ о деталях, не имеющих прямого отношения к теме и тем вызывающих интерес. Опыт работы показывает, что магистранты воспринимают наш курс с пониманием его необходимости, активно участвуют в работе, приобретая нужные навыки. В итоге, как правило, мы проводим деловую игру, конференцию, совещание и т.п., на котором выступают магистранты с докладами, выступлениями в качестве реакции на доклад, с подведением «итогов работы».
Литература
1. Введенская И. А., Павлова И. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи :учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
2. Ханин М. И. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург : Паритет, 2002.
3. Карнеш Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1988.
4. Кони А. Ф. Советы лекторам. Избранные произведения. – М., 1959.