Галина Ага-заде ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Галина Ага-заде
г. Баку, Азербайджан
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения украинскому языку не последнюю роль играет воспитательное воздействие на студентов, которое заключается в широком использовании текстов познавательного и воспитывающего характера. Возможности развивающего характера изучаемых дисциплин по украинскому языку связаны с работой над текстами, которые обогащают студентов информацией об истории Украины, ее национальных обычаях, о дружбе, любви, благородстве, достоинстве, о языке, его значении в жизни народа, о призвании человека. Поэтому подбор текстов производится очень тщательно, с учетом всех требований, необходимых для получения желаемого результата. Немалую воспитательную ценность имеют тексты типа: «Солов’їна мова», «Показник культури людини», «Культура мовлення», «Учіться спілкуватися», «Усвідомлення рідної мови» и др., которые позволяют студентам выразить свое отношение к тем или иным фактам, событиям, героям, их характерам и поступкам.
Эффективным средством воспитания обучающихся является создание на занятиях по украинскому языку речевых ситуаций, имеющих определенную воспитательную направленность: ситуации, связанные с добросовестным отношением к труду, защитой родной природы, готовностью помочь попавшему в беду человеку и т. д. Особенно полезны ситуации, которые предполагают выбор действий и поступков и – шире – определенной линии поведения.
При обучении украинскому языку в азербайджанской аудитории с помощью различных средств и приемов одновременно должна активизироваться мыслительная деятельность обучающихся. Для формирования аналитических и синтетических умений целесообразно использовать упражнения с заданиями типа: выделить, сгруппировать, дифференцировать явления языка, объединить, дополнить, составить, соединить их. Такие задания целесообразны также в работе над связным текстом: деление текста на смысловые отрезки, вычленение наиболее значимых суждений в смысловых единствах, ответы на вопросы по анализу содержания текста, составление плана пересказа или изложения, установление связей между смысловыми отрезками текста, составление или восстановление текста по опорным словам и выражениям.