Э. Ю. Расулова СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТУДЕНТОВ (на материале картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

31.12.2015 09:25

Э. Ю. Расулова

 

г. Баку, Азербайджан

 

 

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТУДЕНТОВ (на материале картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

 

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на такие психические процессы, как наблюдательность, умение подмечать характерные особенности предметов и явлений, которые формируются в процессе развития речи. Этой цели – научить видеть и организовывать увиденное в сознании – служит применяемое в практике обучения словесное рисование, в частности, сочинение по картинке.

Сочинение по картинке – одна из распространенных видов сочинения. Студенты должны научиться смотреть картину, понимать её содержание, видеть её художественные достоинств, переводить виденное на язык слова. Картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или при передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности.

Работа над материалом к сочинениям на основе произведений живописи требует определённой искусствоведческой подготовки, умения проникать в замысел художника и проникаться его чувствами, мыслями, настроением.

Условием отбора картины преподавателем для работы в аудитории является ясность её построения, простота стиля, выигрышная подача страноведчески ценных подробностей, доступность содержания картины в языковом отношении. Поэтому перегруженность композиции, замысловатость живописной манеры, затушеванность существенных деталей, невозможность обсуждать проблематику картины с учётом знаний студентов не позволяют предлагать подобное произведение на занятиях.

Перед началом самостоятельной работы студенты должны быть готовы к восприятию художественного произведения, и на этом этапе слово преподавателя создает определённый эмоциональный настрой, стимулирует на творческие поиски, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли. Обычно студенты способны сказать лишь, что именно изображено на картине, но сверхзадача произведения искусства реализована в деталях, в частностях, и если студенты не могут «собрать» их в целое, неспособны из конкретного образа вычленить абстрактный смысл, оценку изображенного, то следствием является утрата его эмоционального заряда. И в этом случаи слово преподавателя выступает как образец описания картины.

И. И. Шишкин – пейзажист огромной жизнеутверждающей силы, великолепно знавший природу России, особенно русский лес. Родился он в 1832 году в городе Елабуге, среди величественной и суровой природы и с детских лет полюбил очарование её лесов. Блестяще окончив Петербургскую Академию художеств, Шишкин много и плодотворно работал. Для него природа всегда была прекрасна сама по себе и не нуждалась в приукрашивании. Отсюда поражающая простота его пейзажей и их национальное своеобразие. Неутолимый труженик, он кропотливо изучал жизнь природы. Безошибочно мог рисовать и знал расцветку коры, расположение ветвей и листвы любого дерева. Он знал природу не только как художник, но и как учёный-ботаник.

Прославлению могучих сил русской природы и эпической красоты родной земли посвящена картина. Проанализировав таким образом произведение живописи, проведя, если необходимо, лексическую работу, преподаватель предлагает передать увиденное и услышанное, поощряя при этом стремление студентов выразить своё отношение к предмету высказывания.